Внеурочная работа


Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность не является ни одним из видов деятельности традиционного образовательного процесса. Это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса на основе определенной программы по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Уникальность внеурочной деятельности в образовательном учреждении заключается в широком спектре функций, которые можно осуществлять в процессе ее организации, а интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.

Для выявления эффективности внеурочной деятельности существуют два основных критерия:

  1. Продуктивность деятельности;
  2. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Продуктивность обеспечивается целенаправленным ориентированием на базисные виды деятельности: ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, социально-адаптационной, а также содержанием программ компенсирующих области знания, отсутствующие в учебном плане.

Значимым ресурсом при реализация программ внеурочной деятельности является формирование метапредметных компетенций учащихся для самоопределения в дальнейшей жизни.

Уровни внеурочной деятельности

Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.

1 уровень

Приобретение учащимися социального опыта и знаний, понимание реальности и повседневной жизни: знания о принятых нормах в обществе, о правилах конструктивной групповой работы, о способах поиска информации, о способах ориентирования на местности, об элементарных правилах выживания. Основная функция этого уровня - познавательная.

2 уровень

Формирование отношения к базовым общественным ценностям: развитие ценностного отношения к Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру. Основная функция этого уровня - формирование личностного отношения.

3 уровень

Приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия: самообслуживание, природосберегающей и природоохранной деятельности, охраны памятников истории и культуры, проведение опросов, общение с представителями другими социальных групп, взятие на себя ответственности за других людей. Основная функция этого уровня - деятельностная.

Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

  • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
  • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
  • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
  • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
  • оценивать качество программ внеурочной деятельности.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС)
  •  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
    требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
    основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
    Постановление от 10.07.2015 № 26
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373)
  • Приказ Министерства образования и науки № 1241 от 26 ноября 2010 года