Санитарные правила и СанПиН


Требования Санитарных правил и СанПиН к работе с электронными средствами обучения (ЭСО)

Интерактивная доска, панель

Размер и размещение: должны обеспечивать школьникам доступ ко всей поверхности, не должно быть зон, которые недоступны для работы с доской (п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20, таблица 6.3 СанПиН 1.2.3685-21).

Диагональ: не менее 165,1 см (п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20, таблица 6.3 СанПиН 1.2.3685-21).

Расположение: по центру фронтальной стены класса (п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20, таблица 6.3 СанПиН 1.2.3685-21).

Активная поверхность доски: матовая (п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20, таблица 6.3 СанПиН 1.2.3685-21).

Размещение проектора: должно исключать для пользователей возникновение слепящего эффекта (п. 2.4.4 СП 2.4.3638-20, таблица 6.3 СанПиН 1.2.3685-21).

Продолжительность использования:

Интерактивная доска

Класс Максимальное время, мин
на уроке
суммарно в день в школе
1-3
20
80
4
30
90
5-9
30
100
10-11
30
120

Интерактивная панель

Класс
Максимальное время, мин
на уроке
суммарно в день в школе
1-3
10
30
4
15
45
5-6
20
80
7-11
25
100

(таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21, п. 2.10.2 и п. 3.5.9 СП 2.4.3648-20)


Наушники

Время использования: не более 1 часа непрерывно (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

Громкость: не более 60% от максимальной громкости (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

Использование наушников: внутриканальные наушники предназначены только для индивидуального использования (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).


Планшет

Диагональ дисплея: не менее 26,6 см (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20, таблица 6.3 СанПиН 1.2.3685-21).

Дистанция до экрана: не менее 50 см (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20).

Размещение на столе: под углом наклона 30 градусов (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20).

Продолжительность использования:

Класс
Максимальное время, мин
на уроке
суммарно в день в школе
1-2
10
30
3-4
15
45
5-9
20
80
10-11
20
100

(таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21, п. 2.10.2 и п. 3.5.9 СП 2.4.3648-20).


Персональный компьютер или ноутбук

Диагональ монитора: персональный компьютер - не менее 39,6 см. Для ноутбука - не менее 35,6 см. (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20, таблица 6.3 СанПиН 1.2.3685-21).

Тип монитора: любой, кроме дисплеев на основе электронно-лучевой трубки (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20, таблица 6.3 СанПиН 1.2.3685-21).

Дистанция до экрана: не менее 50 см. (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20).

Площадь помещения: не менее 4,5 кв.м для кабинетов, которые оборудованы индивидуальными рабочими местами с персональным компьютеров (таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21).

Работа с ноутбуком: обучающиеся начальных классов должны подключать дополнительную клавиатуру (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20, п. 189 СанПиН 1.2.3685-21).

Продолжительность использования:

Класс
Максимальное время, мин
на уроке
суммарно в день в школе
1-2
20
40
3-4
25
50
5-9
30
60
10-11
35
70

(таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21, п. 2.10.2 и п. 3.5.9 СП 2.4.3648-20).


Общие требования при работе с ЭСО

  • Не использовать для обучения средства мобильной связи (п. 3.5.3 СП 2.4.3648–20).
  • При использовании ЭСО во время занятий и перемен проводить гимнастику для глаз. Упражнения выбирает педагог (п. 2.10.2 СП 2.4.3648–20).
  • При использовании ЭСО во время занятий проводить физкультминутки, обеспечивать контроль за осанкой школьников (п. 2.10.3 СП 2.4.3648–20).
  • Время непрерывного использования экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях: 1-4-е классы – 10 минут; 5-9-е классы – 15 минут (п. 2.10.2 СП 2.4.3648–20).
  • Выключать или переводить в режим ожидания ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено (п. 3.5.11 СП 2.4.3648–20).
  • Ежедневно дезинфицировать электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши (п. 3.5.14 СП 2.4.3648–20).
  • При демонстрации информации освещение должно быть равномерным, не должно быть бликов на экране (п. 2.8.2 СП 2.4.3648–20). На окнах должны быть светорегулируемые устройства, если в классе есть ЭСО (п. 3.5.5 СП 2.4.3648–20).
  • В помещении, где организовано рабочее место ученика с компьютером, ноутбуком или планшетом должно быть естественное и искусственное общее освещение, а также местное на рабочем столе, которое располагается сбоку от экрана ЭСО и не создает бликов на поверхности экрана (п. 3.5.15 СП 2.4.3648–20).
  • Школьники не должны использовать больше двух различных ЭСО одновременно при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (п. 3.5.2 СП 2.4.3648–20).
  • При использовании двух и более ЭСО суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них (п. 188 СанПиН 1.2.3685–21).
  • Любые ЭСО должны иметь документы об оценке или подтверждении соответствия. ЭСО использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации или техническим паспортом (п. 2.4.5 СП 2.4.3648–20).

Можно ли сажать одновременно двух учеников за 1 компьютер?

Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста (пункт 4.16. Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). 

Какое расстояние должно быть между компьютерными столами?

9.1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м. 
9.4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600–700 мм, но не ближе 500 мм с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Какие требования предъявляются к размещению компьютерных столов в компьютерном классе?

6.1. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.
6.12. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращённому к оператору.

Какие требования предъявляются к ученической мебели компьютерного класса?

Стол
9.5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5–0,7.
Рабочий стул (кресло)
9.6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
9.7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в образовательных учреждениях?

К организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования предъявляются следующие требования (п.11 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03):
1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.
2. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:
- две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520–760 мм и вторая – для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надёжной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12–15 градусов);
- ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;
- опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;
- отсутствие ящиков;
- увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.
11.3. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви в соответствии с таблицей приложения 4 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное):

ВЫСОТА ОДНОМЕСТНОГО СТОЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ПЭВМ
  Рост учащихся или
студентов в обуви, см
           Высота над полом, мм         
поверхность стола  пространство для ног,
       не менее      
      116–130            520                 400        
      131–145            580                 520        
      146–160            640                 580        
      161–175            700                 640        
      выше 175             760                 700        
 Примечание. Ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.
 11.4. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.
 11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное её отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +/- 5 градусов, допустимое +/- 10 градусов.
 11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви и приведены в таблице приложения 5 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное).

Оснащение кабинета

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. №336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания"

Пример кабинета информатики

Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях?

Согласно разделу XII «Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста» (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» (в редакции от 03.09.2010 г.):
12.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.
12.2. Конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединённых вместе: на одной поверхности стола располагается ВДТ, на другой – клавиатура.
 Конструкция стола для размещения ПЭВМ должна предусматривать: 
- плавную и лёгкую регулировку по высоте с надёжной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460–520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине – не менее 600 мм; 
- возможность плавного и лёгкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град. с надёжной фиксацией; 
- ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм; 
- ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры; 
- отсутствие ящиков; 
- пространство для ног под столом над полом – не менее 400 мм. 
Ширина определяется конструкцией стола. 
12.3. Размеры стульев для занятий приведены в Приложении 6. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается. 
12.4. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции. 
Приложение 6 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное) 

РАЗМЕРЫ СТУЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ПЭВМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
            Параметры стула             Размеры, не менее, мм
Высота сиденья над полом                         260        
Ширина сиденья                                   250        
Глубина сиденья                                  260        
Высота нижнего края спинки над сиденьем           120      
Высота верхнего края спинки над сиденьем           250        
Высота прогиба спинки                            160        
Радиус изгиба переднего края сиденья           20–50      



Требования к документации кабинета информатики и ИКТ:

  • Положение о кабинете информатики и ИКТ
  • Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование
  • Паспорт кабинета информатики и ИКТ
  • Правила техники безопасности при работе на компьютере в кабинете информатики и ИКТ
  • Правила пользования кабинетом информатики и ИКТ
  • Журнал (листок) инструктажа учащихся по технике безопасности
  • График занятости кабинета информатики и ИКТ
  • Состояние учебно-методического обеспечения кабинета информатики и ИКТ
  • Акт о списании основных средств
  • План работы кабинета информатики и ИКТ на учебный год
  • Перспективный план работы кабинета информатики и ИКТ

Первичные средства пожаротушения в кабинете информатики

Кабинет информатики обязательно должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТа 12.4.009-83:
  • путём навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;
  • путём установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами в специальные тумбы или на пожарные стенды.

Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.
Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение попадание на них прямых лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов. Для ревизии, ремонта или замены нельзя отправлять все огнетушители сразу.
Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется учителем, ответственным за кабинет. 
Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.

Демонстрационное видео полного инструктажа по охране труда


Здесь собраны материалы, помогающие учителю организовать работу в кабинете:
  1. Нормы и требования к учебному кабинету информатики и вычислительной техники, материал взят с сайта posobie.ru
  2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента Информационные технологии
  3. Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере
  4. Организация рабочего времени детей
  5. Организация рабочего места
  6. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96
  7. Гимнастика для глаз
  8. ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при работе в кабинете информатики ИОТ - 014 - 2003
  9. Положение о кабинете информатики
  10. Правила пользования кабинетом
  11. Приложения на стенд
  12. Техника безопасности Схема 1


Отправить комментарий

0 Комментарии