Нормативное регулирование
- Конституция РФ (pdf, 694 КБ)
- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» (pdf, 312 КБ)
- Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (pdf, 272 КБ)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (pdf, 1,67 МБ)
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями) (pdf, 601 КБ)
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями) (pdf, 332 КБ)
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) (pdf, 582 КБ)
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) (pdf, 792 КБ)
- Федеральный закон от 27.04.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (pdf, 469 КБ)
- Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р "Об утверждении Концепции информационной безопасности детей" (pdf, 240 КБ)
- Приказ Минкомсвязи России от 27.02.2018 № 88 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы" (pdf, 237 КБ)
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 (pdf, 1,3 МБ)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями) (pdf, 507 КБ)
Информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.
Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.
Методические рекомендации педагогам
- Методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет»
- Методические рекомендации по ограничению в образовательных учреждениях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровья и (или) развитию
- Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обущающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
- Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
- Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
- Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
- Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
- Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Настаивайте на посещении проверенных сайтов.
- Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
- Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
- В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
- Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
- Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
- Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в Интернете. Лекция от компании «Лаборатория Касперского»
В лекции «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в Интернете» Мария Наместникова, аналитик Web-контента Компании «Лаборатория Касперского», расскажет о том, что надо сделать, чтобы обеспечить безопасность детей в Интернете, как в стенах образовательной организации, так и дома. Лектор также объяснит, как педагогам следует настроить свой аккаунт в социальных сетях, чтобы дети, которые находятся в друзьях у учителя, были защищены и скрыты от других пользователей социальных сетей; расскажет о том, какую работу может провести образовательная организация для родителей в целях обеспечения защиты детей в Интернете вне стен образовательной организации.
Учителя, родители и дети в цифровом пространстве
В ходе вебинара слушатели узнают основные проблемы, явления и определения интернет угроз для детей различного возраста. Как с этими угрозами бороться, в онлайн и реальном пространстве. Будут приведены реальные примеры опасных для детей и подростков ситуаций.
Лектор Игнатьев Константин Сергеевич, руководитель отдела контентного анализа Лаборатории Касперского, участник и докладчик профильных конференций по детской онлайн безопасности EUN, FOSI, UNESCO, и др.
Анимационный образовательный ролик «Защита персональных данных детей»
Основные правила для школьников младших классов
Вы должны это знать:
- Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет. Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
- Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
- Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.
- Не встречайтесь без родителей с людьми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
- Общаясь в интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
- Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
Вы должны это знать:
- При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
- Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.
- Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
- Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
- Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом взрослым.
- Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.
Вы должны это знать:
- Не желательно размещать персональную информацию в интернете.
- Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
- Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
- Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
- Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
- Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)
- Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
- Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
- Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.
Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать:
- Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
- Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в интернете — номер мобильного телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в интернете может это увидеть.
- Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
- Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
- Помогите ребенку понять, что некоторые люди в интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.
- Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в интернете.
- Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.
- Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.
Чтобы помочь учащимся, Вы должны это знать:
- Подготовьтесь. Изучите технику безопасности в интернете, чтобы знать виды интернет-угроз, уметь их распознать и предотвратить. Выясните, какими функциями обладают компьютеры подопечных, а так же какое программное обеспечение на них установлено.
- Прежде чем позволить ребенку работу за компьютером, расскажите ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
- Не позволяйте детям самостоятельно исследовать интернет-пространство, они могут столкнуться с агрессивным контентом.
- Выберите интересные ресурсы и предложите детям изучить их вместе.
- Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации контента, спама и антивирусы.
0 Комментарии