К свободному выбору

"Две цифровых школы" называется статья Бориса Ярмахова, опубликованная 2 марта на сайте Новатор.  Приведу несколько цитат.
В разговорах о цифровой школе, которые приходится слышать в последнее время, я отчетливо вижу две самостоятельные истории, которые делают возможным разговор о двух совершенно разных “цифровых школах” - и различая их, мы выигрываем больше, чем если мы пытаемся говорить о некоей целостной цифровой школе, складывая в одну кучу множество плохо связанных между собой вещей. И здесь важно понимать то, в какую сторону происходит движение, а также то, КТО является двигателем, явно или неявно приводящим в движение шестеренки.


Итак, первая модель - это вполне всем понятная школа c рядами парт, учебниками, дневниками, журналами успеваемости и классными досками, уроками, учителями и завучами. На протяжении последних уже лет семидесяти (если вести отсчет от экспериментов Патрика Саппса о программируемом обучении конца 1950-х годов) школа вполне успешно цифровизируется под девизом “сделаем содержание образования для ученика лучше усваиваемым, а работу учителя избавим от рутины”. В результате чего каждый из всем привычных компонентов классно-урочной системы получает свое “цифровое воплощение” и продолжает в картине мира учителя, родителя, да и ученика быть самим собой, приобретая просто некую иную оболочку (или, как сейчас модно говорить, “упаковку”). Эта цифровая школа двигается по основным осям, заданным классно-урочной системой.
... смысл всех этих нововведений состоит в “посадке на цифровую основу” всех привычных для учителя действий, которые при известной сноровке действительно становятся менее рутинными, но сути происходящего в классе не меняют. Учитель - центр и носитель знаний. Ученик - “чистая доска”, его дело - слушаться, быть дисциплинированным, “усваивать материал”, “проходить программу”. Это хорошо всем известная модель, сложившаяся двести лет назад в недрах прусской гимназии. Информатизация, компьютеризация, цифровая школа - это довесок к этой модели, дань сегодняшнему дню, но никак не нечто новое по отношению к классно-урочной системе.
Именно это имел в виду в 1990-х годах американский исследователь информатизации образования Ларри Кьюбан своим тезисом, пролившимся, как ушат воды на головы романтикам информатизации образования: “Школа встречается с компьютером и выигрывает”. В этой модели школа просто проглатывает все эти цифровые инструменты, просто приспосабливая их к понятным для себя форматам взаимодействия ученика и учителя. На что нужно обращать внимание, говоря о внедрении Цифровой школы - 1? На два момента.
Первое. Хотим ли мы этого или не хотим, первую скрипку во внедрении и распространении этой модели (точнее, этого “цифрового расширения” классно-урочной системы) играют корпорации...
Второе. Главный вопрос в этой Цифровой школе - 1 - в том, что в данной конкретной системе национального образования считается и является допустимым в области корпоративного проникновения. То есть в том, как выстроен баланс между интересами корпораций, государственной властью и общественным регулированием... 
Наряду с Цифровой школой - 1, существует и Цифровая школа - 2, базирующаяся на мечте инновационной части педагогического (да и родительского) сообщества о том, что за классно-урочной системой есть еще что-то. В логике современного педагогического дискурса это наиболее последовательно выразилось в подходах современных конструкционистов и коннестивистов. Одной из недавних попыток сформулировать это на русском языке стал “Манифест о цифровой образовательной среде” (Н.Чеботарь, В.Синельников, М.Кушнир, И.Травкин и др.), указавший несколько ключевых векторов развития “неклассноурочного” образования:
  • От неделимых курсов к микро–форматам
  • От пассивного слушания  к активному действию
  • От белых пятен к картам знаний
  • От единых учебников к персонализированным траекториям
  • От предопределенности к свободному выбору
  • От совместного слушания к коллаборативным проектам
  • От повторения к творчеству
  • От формальных экзаменов к мгновенной обратной связи
  • От единой системы аттестации к многомерной
  • От хаоса к архитектуре взаимодействия
  • От контроля к выбору
  • От автономности к технологической экосистеме
  • От автономности к экосистеме
  • От монополии к медиапространству
  • От педагогики-философии и педагогики-искусства к цифровой педагогике
  • Электронный учебник vs цифровая образовательная среда
 Из комментариев к статье.
Людмила Рождественская. Думаю, что "цифровых школ" больше, чем две. По идее, цифра все-таки что-то делает с каждой школой, как-то ее меняет, по крайней мере, обнажает слабые стороны, но также способна и усилить сильные. Безусловно, "вызов цифрой", если он принят школой достойно, может выводить ее на другой уровень...

Отправить комментарий

0 Комментарии